Кран раздора или государственная экологическая экспертиза на всё

11

О деле

К нам обратился постоянный клиент, которому природоохранная прокуратура вынесла представление с требованием прекратить эксплуатацию подъемного механизма («подъемный кран») оборудованного электрическим двигателем, расположенного на гидротехническом сооружении, в целях подъема и спуска на воду спортивных яхт. Основанием вынесение представления послужило отсутствие государственной экологической экспертизы на подъемный кран.
Направление практики:взаимодействие с контрольно-надзорными органами
Временные рамки:8 месяцев
Задача:установить случаи, которые требуют прохождения государственной экологической экспертизы, защита клиента от необоснованных претензий.

Суть дела и первые трудности

Как известно, Представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению.

В то же время, по мнению клиента установленный подъемный механизм и деятельность, которая на нём ведется, не нуждается в проведении экологической экспертизы.

Проведенный анализ ст. 11 Федерального закона от 23.11.1995 №174-ФЗ «Об экологической экспертизе» и п. 2 ст. 34 Федерального закона от 31.07.1998 №155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» показал, что деятельность по эксплуатации вышеуказанного Подъемного крана к объектам государственной экологической экспертизы не относится.

Такого же мнения придерживался и Верховный суд в Постановлении от 12 апреля 2018 г. № 56-АД18-1.

В связи с этим мы обжаловали представление прокуратуры в арбитражный суд.

Чтобы исключить любые сомнения мы также сделали запросы в Департамент природных ресурсов и экологии города Севастополя и в Минприроды.

Наша ошибка

После подачи в суд искового заявления, клиента вызвали в природоохранную прокуратуру и очень просили его отозвать, в связи с тем, что в прокуратуре работают не специалисты в экологическом праве и им будет достаточно указания в представлении на законность установки подъемного механизма и на сделанные в органы государственной власти запросы.

Мы не смогли убедить клиента в том, что он поступает неправильно и он настоял на оставлении иска без рассмотрения.

Вывод Севприроднадзора

Эксплуатация подъемных механизмов, расположенных на причале не подлежит государственной экологической экспертизе.

Продолжение истории

После получения письма из Севприроднадзора все успокоились, кроме прокуратуры, которая настояла и Черноморо-Азовское морское Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования составило протокол об административном нарушении в отношении юридического лица и его руководителя по ч. 1 ст. 8.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Доводы о том, что логика прокуратуры и Черноморо-Азовского морского Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования предполагает прохождение государственной экспертизы на любые действия во внутренних морских водах, в том числе на швартовочные операции, запуск двигателя на судне и иную любую деятельность, услышаны не были, в связи с чем постановления о привлечении к ответственности были обжалованы в суд.

Обращение в суд

После изучения позиции по делу и судебной практики, стало ясно, что постановления о привлечении к ответственности очевидно незаконны и юристы подготовили в суд жалобы.

Суть их состояла в том, что экологическая экспертиза проводится в целях установления соответствия документов и (или) документации, обосновывающих планируемую хозяйственную и иную деятельность, требованиям в области охраны окружающей среды.

Объектами государственной экологической экспертизы федерального уровня являются, в том числе объекты, указанные в Федеральном законе от 31 июля 1998 года N 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации», а именно проекты федеральных программ, другие документы и (или) документация, имеющие отношение к

  • региональному геологическому изучению,
  • геологическому изучению, разведке и добыче минеральных ресурсов внутренних морских вод и территориального моря,
  • рыболовству,
  • созданию, эксплуатации, использованию искусственных островов, установок, сооружений,
  • прокладке подводных кабелей, трубопроводов,
  • проведению буровых работ,
  • захоронению грунта, извлеченного при проведении дноуглубительных работ, во внутренних морских водах и в территориальном море и т.д.

Очевидно, что установка подъемного механизма («подъемный кран») оборудованного электрическим двигателем, расположенного на гидротехническом сооружении, не относится к деятельности в отношении которой требуется государственная экологическая экспертиза.

Результат

Суд первой и второй инстанции поддержал нашу позицию и установил:

Приведенные выше обстоятельства в совокупности с собранными по делу доказательствами свидетельствуют о том, что осуществляемая клиентом хозяйственная деятельность по эксплуатации подъемного крана – стрелового переставного грузоподъемного механизма «Пионер-5», оборудованного электрическим двигателем, грузоподъемностью до 500 кг – в акватории Черного моря не входит в исчерпывающий перечень объектов государственной экологической экспертизы, предусмотренный п.3 ст.34 Закона № 155-ФЗ.

Деятельность Общества в отсутствие положительного заключения государственной экологической экспертизы на проектную документацию, связанную с этим видом деятельности, – является правомерной и, вопреки выводам государственного инспектора не нарушает положения п. 7 ст. 11 Федерального закона от 23.11.1995 №174-ФЗ «Об экологической экспертизе» и ст. 34 Федерального закона от 31.07.1998 №155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации».